Пятница, 20.10.2017, 12:27

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RS




                                                                                                                                               Сайт учителя русского языка и литературы             Калдузовой Тамары Николаевны





Главная | Мой профиль | Выход

Каталог материалов

Главная » Файлы » К урокам » Русский язык

Урок по теме: Путешествие по королевству Синтаксис
[ Скачать с сервера (509.0Kb) ] 17.04.2011, 01:58
Тема урока: "Путешествие по Королевству Синтаксис". (5 класс) (Слайд №1) ЦЕЛЬ УРОКА: (Слайд №2) 1. Закрепить знания по теме "Словосочетание и предложение". 2. Повторить и углубить у детей знания об основных признаках предл-я. 3. Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся, логического мышления; связной речи учащихся. 4. Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения друг к другу. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с зашифрованной пословицей; карточки; таблица - помощница с теоретическим материалом; ИКТ, ТСО.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. - Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Мы вновь отправляемся в сказочное путешествие по Королевству Синтаксис, где находятся разные, но дружные государства.
II. Проверка домашнего задания. (Слайд №3) Прежде чем отправиться в путь, проверим, как мы подготовились дома. Проверка упр.155. Подн..лась за р..кой б..льшая тёмная туч.. . Пронёсся по л..сным макушкам сильный вихрь. Упали первые т..жёлые капли. (В)скоре хлынул тёплый прол..вной дождь. (Слайд №4) - Знаете ли вы жителей острова Синтаксис? Синтаксис изучает строение словосочетания и ________ (предложения). Назвали мы жителей страны Синтаксис, а теперь посмотрим, насколько свободно мы с ними общаемся, отличаем их друг от друга. Вы помните, что первое наше путешествие в это королевство было нелегким. Но нас выручили знания и еще что? (Дружба).
- Конечно же, дружба. Смелее в путь. Помогайте друг другу, выручайте друг друга.
Все настоящие путешественники ведут записи, и мы тоже будем все запоминать и записывать. - Запишите число, классная работа. III. Словарная работа.
- Ребята, а вы знаете, как образовалось Королевство Синтаксис? (Слайд №5)
Заранее подготовленный ученик рассказывает: «Синтаксис придумали древние греки. Они составили его из двух частей «син» и «таксис». «Син» – обозначает русскую приставку со, а «таксис» употребляли древнегреческие воины, что означало «строй», «порядок».
- Ребята, вы мне сказали, что вам помогает дружба. А что такое дружба? (Слайд №6)
Заранее подготовленный ученик подводит итог: «В словаре Ожегова дружба – это …».
Русская пословица гласит: …
А вот о чём гласит пословица, мы должны расшифровать. (Читать змейкой- с нижнего угла вверх). (Слайд №7) наожга
дяреот
одовбс
ррдсот
ауаягв
Нжбкоа

IV. Мастерская слов. Работа с пословицей. Запишем пословицу (1 ученик записывает на доске, остальные в тетради).
Народная дружба дороже всякого богатства.
- Объясните выделенные орфограммы. (Слайд №8)
- Объясните смысл пословицы. (Люди должны уважать друг друга независимо от национальности).
- Как мы должны относиться друг к другу? (С уважением).
- Пусть эта пословица будет для вас девизом. -Выпишите из предложения словосочетание и выполните разбор. Народная дружба (прил. + сущ.) – именное, всякого богатства (прил. + сущ.) – именное, дороже богатства (прил. +сущ.) – глагольное Подведём итог: (Слайд №9) - Что такое словосочетание?
- Из каких двух частей оно состоит? (Главного и зависимого слова).
- Какие типы словосочетаний существуют? (Именные и глагольные). -Какое словосочетание называется именным? Глагольным? Какие слова не являются словосочетаниями? (Грамматическая основа, однородные члены предложения, существительное с предлогом, не связанные по смыслу слова). V. Вот и Королевство Синтаксис. (Слайд №10) Здесь находятся два государства. - А какие государства? (Словосочетание и Предложение). Но прежде чем пройти, нам следует выполнить задание. (Слайд №11) 1)Орфографическая разминка «Назовите виды орфограмм» Мощный, объявление, доска, честный, мягкий, хоккей, заниматься, портфель. 2)Грамматическая разминка «Найдите ошибку» Найти в книжки, смеються дети, уский коридор, висёлая сказка, бросаит снежок. 3) Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 1 Вставьте, где необходимо пропущенные буквы. П..ртфель, рощ.., печ..ка, цв..ты, на урок.., смеют...ся, радос..ный, испеч.. Карточка 2 Разберите по составу слова. Домик, пить, лесной, ходит, указка. Самая большая область острова – Предложение. Пройдемся по нему. (Слайд №12). 1)На доске записаны слова: улетают, последний, перелетная, птицы. -Подумайте, можно ли составить из этих слов предложение? (Нет). -Почему? (В предложении слова связаны по смыслу и грамматически). -Измените слова так, чтобы получилось предложение. Улетают последние перелётные птицы. -Выделите грамматическую основу предложения. -Укажите, чем выражены главные члены предложения. Постройте схему предложения [ ]. Дайте характеристику этому предложению. (Повеств., невоскл., простое, распр.) Из скольких главных членов состоит предложение? (Из двух). Из скольких главных членов может состоять грамматическая основа? (Из одного и двух). VI. Эмоциональная физминутка. (Слайд №13) -Мы находимся в Королевстве Синтаксис. Путь был нелегкий. Давайте отдохнём. Посмотрите вы на нас.
Перед вами, дружный класс. (Дети поворачиваются друг к другу и хлопают в ладоши).
Я - с тобой, и я - с тобой,
Ну, тогда смелее в бой. VII. Творческая работа. (Слайд №14) - Ребята, отправляясь в наше сегодняшнее путешествие, вы взяли с собой рисунки для того, чтобы рассказать жителям страны Синтаксис о том, какие изменения происходят в природе осенью. Вам поможет в этой работе музыка и ваши рисунки. Написание мини-сочинения. VIII. Работа по схемам предложения. (Показ слайда №15) На страже Королевства Синтаксис стоят добрые, но хитрые человечки. Они придумали задания. 1)Составьте предложения по схемам и запишите. 1. [ ]! 2.[ ]. 3. [ ]? 2)Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 3 Постройте схемы предложений. 1.Вы сделали уроки? 2.Наступила золотая осень. 3.Как красиво осенней порой! Карточка 4 Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, постройте схемы предложений. 1)Осень наступила высохли цветы. 2)Воздух чист и прозрачен. 3)Учитель и ребята вместе ходили в цирк. 3) Вспомним секреты предложения. (Показ слайд №16)
Работа по таблице:
В конце предложения ставится …, …, …. (. ! ?) Главные члены предложения - это … и …. (подлежащее и сказуемое).
По наличию второстепенных членов, предложения бывают … и ….
По количеству грамматических основ … и … (простые и сложные). - Какие еще предложения знаете?
(с однородными членами, с обращением, с прямой речью).
IX. Итог урока (Слайд №17).
- Ребята, как вы поняли, что изучает Синтаксис? Всё ли мы в нём знаем? Все ли знаки препинания вы можете объяснить? Нет! Но если дружить с языком, он откроет свои тайны, хотя, как Вселенная, он никогда и никому до конца не раскрылся полностью! Он велик, безграничен, неисчерпаем. (Слайд №18) Вот и кончился урок,
Подведем всему итог.
Повторили словосочетания,
Обобщили знания,
Сложные, простые предложения
Вызывают восхищение,
Так же учимся дружить,
С детства дружбой дорожить. X. Финишная дорожка. (Слайд №19). Д/з: упр.157.
Категория: Русский язык | Добавил: разное
Просмотров: 3655 | Загрузок: 353 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 4
4  
Урок для 5 класса разработан в очень интересной форме.

3  
Очень доступно, легко, удобно и творчески. Спасибо!

2  
Спасибо за урок

1  
Спасибо за интересный урок!

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 196
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск